Министерство Архитектуры и Строительства Республики Беларусь
Главная  -  Официально  -  Закупки

Закупки

О применении преференциальной поправки при строительстве (скачать)

Разъяснительное письмо о проведении подрядных торгов
по выбору проектной организации (скачать)

Закупки в строительстве, что меняется с 1 января 2017 года (КОММЕНТАРИЙ МИНСТРОЙАРХИТЕКТУРЫ)

О проведении закупок товаров (работ, услуг) при строительстве (скачать)

О процедурах закупок с 1 января 2016 года (скачать)

О применении норм законодательства при закупках товаров в строительстве (скачать)

1. С 1 июля 2013 г. уполномоченным государственным органом по осуществлению государственных закупок определено Министерство торговли. В этой связи с 1 июля 2013 г. Министерством торговли осуществляется... читать далее

2. Участие в закупках за рубежом

Портал закупок Российской Федерации

Официальный сайт Российской Федерации в сети Интернет для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг.

3. Актуальная информация

Административные процедуры при строительстве (скачать)

Применение преференциальной поправки при строительстве (скачать)


4. Основные СМИ по размещению информации о закупках (функционируют на базе ИРУП "Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен")
  • информационно-аналитический бюллетень «Конкурсные торги в Беларуси и за рубежом»;
  • ИС "Тендеры" в ИРУП "Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен".
О порядке применения преференциальной поправки и документах, подтверждающих право на ее применение (скачать)

О разъяснении Указа № 657 в части изменений в постановление от 22.08.2012 № 778 (читать)

Об информировании на официальном сайте (читать)

НАИБОЛЕЕ ПОПУЛЯРНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Вопрос: Распространяются ли нормы Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» на организации частной формы собственности без доли государства в уставном фонде?

Ответ: Подпунктами 1.1 и 1.2 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 установлено, что закупки товаров (работ, услуг) в обязательном порядке осуществляются с учетом требований настоящего Указа путем проведения торгов, биржевых торгов, подрядных торгов или переговоров.
Подпунктом 1.8 пункта 1 этого же Указа перечислены случаи, когда и кому предоставлено право без проведения процедур закупок при строительстве и процедур государственных закупок определять подрядчиков.
Подпунктом 1.11 пункта 1 Указа установлены случаи, когда требования Указа не применяются.
Организации частной формы собственности (не зависимо от доли собственности государства в уставном фонде) не упомянуты ни в подпункте 1.8, ни в подпункте 1.11, следовательно, закупки товаров (работ, услуг) организациями частной формы собственности осуществляются по выбору заказчика путем проведения торгов, биржевых, подрядных торгов или переговоров.

2.Вопрос: Является ли обязательным для организации (общество с ограниченной ответственностью) не относящейся к государственной организации и не являющейся хозяйственным обществом проведение переговоров в соответствии с требованиями Постановления № 88 при закупке товаров (работ, услуг) в строительстве за счет собственных средств без привлечения средств, перечисленных в подпункте 1.4 Указа №380?

Ответ: Подпунктом 1.4 пункта 1 Указа № 380 установлено, что проведение подрядных торгов обязательно, за исключением случаев, предусмотренных в подпунктах 1.6 (в этот подпункт включены и работы, когда заключаются договора на текущий ремонт) и 1.8, для государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, - при стоимости строительства объектов 100 тыс. базовых величин и более.
Во исполнение пункта 5 Указа № 380 внесены изменения и дополнения в существующее Положение о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве (далее – Положение), утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов» (далее – постановление №88).
С учетом норм Указа № 380 пунктом 72 Положения, утвержденного постановлением № 88 предусмотрено, что «закупки товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, финансируемых за счет собственных средств заказчиков, за исключением средств государственных организаций и хозяйственных обществ, акции (доли в уставном фонде) которых находятся в государственной собственности, осуществляются по выбору заказчика путем проведения подрядных торгов (торгов), биржевых торгов, переговоров.

3. Вопрос: Унитарное предприятие «М» входит в состав ОАО «П». ОАО «П» в качестве генподрядной организации участвует в подрядных торгах, переговорах с разделением работ в дальнейшем по организациям, в него входящих.
Требуется ли проведение подрядных торгов, переговоров при выборе субподрядной организации между предприятиями входящими в структуру ОАО «П» (выполнение отдельных видов строительных работ стоимостью каждого их вида до 3 тыс.б.в.)

Ответ: В период с января 2014 по декабрь 2015 гг. закупки товаров (работ, услуг) при строительстве осуществлялись в соответствии с требованиями Указа Президента Республики Беларусь от 31.12.2013 № 591 «О проведении процедур закупок при строительстве» (далее – Указ № 591). В соответствии с нормами подпунктов 1.6 и 1.7 Указа № 591 в случае, если генеральной подрядной организацией заключались договоры с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями (субподрядчиками) о выполнении отдельных видов проектных, изыскательских, строительных, монтажных специальных и иных работ (услуг) по строительству объектов, то проводились подрядные торги или переговоры (по выбору).
Нормами статьи 57 Закона Республики Беларусь от 05.07.2004 № 300-3 «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности в Республики Беларусь» (далее – Закон) со 2 июля 2016 г. были установлены ограничения по допуску участников к процедурам закупок товаров (работ, услуг) при строительстве.
20 октября 2016 г. Главой государства подписан Указ № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее – Указ № 380), который согласно пункта 6 вступил в действие с 1 января 2017 года.
Частью второй подпункта 1.3 пункта 1 Указа № 380 установлено, что статья 57 Закона при проведении закупок товаров (работ, услуг) при строительстве не применяется, а также пунктом 3 признается утратившим силу Указ № 591 (пункт 3 Указа № 380).
На основании вышеизложенного, с 1 января 2017 г. в соответствии с подпунктом 1.6 пункта 1 Указа №380 генеральной подрядной организацией заключаются договора на отдельные виды работ (субподряд) путем проведения подрядных торгов или переговоров (по выбору).

4.Вопрос: Каким образом необходимо представлять организатору закупки в строительстве предварительные квалификационные документы с учетом новых норм постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 вступившими в силу 29.12.2016 (постановление Совмина от 29.12.2016 № 1108)

Ответ: Нормами Положения об организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (в редакции постановления Совмина от 29.12.2016 № 1108) (далее – Положение) установлено, что «предквалификационные документы подаются участниками в электронном виде (на электронном носителе информации с невозможностью модифицирования информации) и конкурсные предложения на бумажном носителе в отдельных конвертах и (или) в форме электронного документа на электронном носителе информации (если это установлено в конкурсной документации)».
Законодатель данной нормой предусмотрел, что:
- предквалификационные документы подаются в электронном виде (на электронном носителе информации) с невозможностью внесения изменений в файлы записанные на носителе информации;
- конкурсные предложения на бумажном носителе в отдельных конвертах и (или) в форме электронного документа на электронном носителе информации (если это установлено в конкурсной документации).
Полагаю, что наиболее доступным способом предоставления предквалификационных данных, удовлетворяющим требованиям норм постановления № 88, является запись на оптический носитель информации (компакт-диск или Compact Disc) для однократной записи информации (CD-R — англ. Compact Disc-Recordable, однократно записываемый компакт-диск). Запись можно осуществить методом «Диск за раз» (Disc-At-Once, DAO) при котором весь диск записывается одной сессией, с «закрытием» диска (то есть записывается специальная последовательность битов, которая сообщает о невозможности добавления информации на этот диск).
Положением предусмотрено, что предквалификационные данные (на электронном носителе) и конкурсные предложения (на бумажном носителе) участниками подаются одновременно.
Способ доставки данной информации законодательно не закреплен и следовательно организатор закупки самостоятельно его определяет и прописывает в документации.
Также нормами Положения предусмотрено, что предквалификационные документы и конкурсные предложения регистрируются организатором подрядных торгов (торгов) в порядке их поступления с указанием даты и времени. По требованию участника организатор подрядных торгов (торгов) выдает ему расписку с указанием даты и времени получения конкурсного предложения и предквалификационных документов.

5. Вопрос: Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2016 № 1108 внесены изменения и дополнения в существующее Положение об организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, в частности ограничен процент снижения конкурсного предложения не ниже 15 процентов в ходе проведения подрядных торгов. Распространяется ли данная норма на процедуру переговоры?

Ответ: Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2016 № 1108 внесены изменения и дополнения в существующее Положение об организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов (далее – Положение), утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88.
В частности, часть шестая подпункта 31.3 пункта 31 изложена в редакции: «Участник вправе указать в своем конкурсном предложении процент снижения цены по отношению к цене заказа, но не более 15 процентов от стартовой цены, с приложением соответствующих расчетов и обоснований. При снижении цены от 10 до 15 процентов договор заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения договора в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения договора, указанный в конкурсной документации, но не менее 15 процентов цены заказа, выставленной в качестве стартовой. В случае, если размер обеспечения исполнения договора не был установлен в конкурсной документации, то заказчик (организатор подрядных торгов) вправе устанавливать его в договоре в размере от 15 до 30 процентов цены заказа, выставленной в качестве стартовой.»
Данная норма установлена в разделе 31 «Условия проведения подрядных торгов» и законодатель обязательное ее применение распространил на конкурсные процедуры - подрядные торги.
Порядок проведения процедуры переговоров определен Главой 11 «Организация и проведение переговоров», при необходимости, указаны отдельные ссылки на иные нормы Положения.
В соответствии с требованиями пункта 63 организатор переговоров самостоятельно разрабатывает документацию для переговоров и в соответствии с абзацем двадцатым пункта 68 прописывает право на проведение процедуры улучшения предложения для переговоров, а также порядок проведения такой процедуры.
На основании вышеизложенного подпункт 31.3 пункта 31 Главы 4 носит обязательный характер к применению для конкурсной процедуры - подрядные торги. В иных случаях, обязательность его применения законодательством не установлена, так как эта норма несет дополнительные требования к участникам закупок по предоставлению обеспечения исполнения договора.

6.Вопрос: Просим разъяснить применимость норм Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов» к приобретению имущества и связанных с ним работ, услуг в финансовую аренду (лизинг) зданий и сооружений.

Ответ: Указом Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» и постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2016 №1108 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88» установлена необходимость и прописан порядок проведения процедур закупок путем проведения подрядных торгов (торгов), переговоров, биржевых торгов при строительстве объектов.
Под закупкой товаров при строительстве объектов понимается приобретение товаров, осуществляемое на основании проектной документации либо дефектного акта на выполнение работ по текущему ремонту, в соответствии с которыми определяются перечень и количество (объем) товаров, необходимых для строительства объекта, а также технологического оборудования на основании предпроектной (предынвестиционной) документации.
Финансовая аренда (лизинг) в соответствии с законодательством не является товаром, не относится к деятельности по оказанию услуг, а является деятельностью по передаче имущества в пользование (аренду) с последующим правом выкупа.
На основании вышеизложенного, приобретение имущества и услуг в финансовую аренду (лизинг) не являются предметом регулирования вышеназванных Указов Главы государства и постановлений Правительства Республики Беларусь.

7. Вопрос: Каким образом возможно отразить специфику предварительного квалификационного выбора участника для специальных работ по объектам различного назначения, если из пунктов 19-22 Положения об организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 исключены «иные показатели»?

Ответ: Практика применения постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31 января 2014 г. № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов» показала, что отдельные заказчики при разработке конкурсной документации недобросовестно подходили к установлению дополнительных показателей (критериев) оценки конкурсных предложений.
В связи с этим, в принятом Правительством постановлении № 1108 «О внесении изменений и дополнений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88» из пунктов 19-22 исключено право организатора закупки при проведении предварительного квалификационного отбора устанавливать иные показатели, с учетом особенностей предмета заказа. Предварительный квалификационный отбор направлен на выявление и подтверждение возможности участником выполнить предмет заказа.
Специфика работ и объекта, как правило, устанавливается в Предмете закупки и организатор может учитывать особенности предмета заказа в конкурсной документации в ходе проведения непосредственно подрядных торгов или переговоров.

Вопрос: Могут ли служить специальные разрешения на осуществление лицензируемого вида деятельности или иные документы, выданные компетентными органами Республики Беларусь документами, подтверждающими право на применение префенциальной поправки при проведении подрядных торгов в строительстве?

Ответ: Да, могут.
При заявлении участником о своем праве на применение преференциальной поправки к цене своего предложения, участник обязан представить документы, из которых можно однозначно установить страну происхождения товара или работ (услуг). При этом участник процедуры закупки представляет в своем предложении документы, подтверждающие право на применение преференциальной поправки, именно на приобретаемый заказчиком (организатором) товар или работу (услугу).

Такими документами являются при выполнении работ (оказании услуг) – свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя и специальные разрешения на осуществление лицензируемого вида деятельности (в обязательном порядке, в случае если деятельность лицензируемая) либо сертификат работ и услуг собственного производства, выдаваемый Белорусской торгово-промышленной палатой, унитарными предприятиями Белорусской торгово-промышленной палаты, их представительствами и филиалами.

Таким образом, при выполнении работ (оказании услуг) для подтверждения права на применение преференциальной поправки участнику достаточно предоставить свидетельство о государственной регистрации юридического лица и специальные разрешения на осуществление лицензируемого вида деятельности, если деятельность лицензируется.

Вопрос: Является ли обязательным наличие сертификата соответствия системы управления предприятия требованиям СТБ ISO 9001 для допуска к участию в подрядных торгах? Возможно ли предоставить иной (международный сертификат)?

Ответ: Отсутствие сертификата, подтверждающего соответствие системы управления предприятия требованиям СТБ ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования», является законным основанием для отказа в допуске к участию в процедуре закупки работ (услуг) в строительстве.
Согласно статьи 35 Закона Республики Беларусь «Об оценке соответствия техническим требованиям и аккредитации органов по оценке соответствия» № 437-3 от 24 октября 2016 г. документы об оценке соответствия, полученные за пределами Республики Беларусь вне Национальной системы аккредитации Республики Беларусь и Национальной системы подтверждения соответствия Республики Беларусь, могут быть признаны только на основании международных договоров Республики Беларусь.

В настоящее время международных договоров Республика Беларусь в отношении указанных процедур не заключала и оснований для признания зарубежных сертификатов соответствия систем менеджмента не имеется.
Допуск подрядчика к участию в процедуре закупки возможен только при подтверждении органом по сертификации, аккредитованным Белорусским государственным центром аккредитации Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь.

Вопрос: Организатор в конкурсной документации прописал: «Организатор подрядных торгов вправе провести процедуру снижения цены». Вопрос: Подрядные торги и снижение это одна процедура? Один протокол?

Ответ: Да.
Положением о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов (далее – Положение), утвержденным постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов», дополнительная процедура улучшения конкурсных предложений при проведении подрядных торгов не предусмотрена.
Таким образом, конкурсное предложение участника сразу должно содержать предложение о снижении цены. Оценка предложений участников проводится конкурсной комиссией и результаты проведения подрядных торгов подводятся на заседании конкурсной комиссии с оформлением протокола по выбору победителя подрядных торгов (подрядные торги и снижение цены –это одна процедура, один протокол по выбору победителя).

Вопрос: Можно ли производить закупку товаров (работ, услуг) при строительстве (за исключением перечня товаров, сделки с которыми юридические лица обязаны осуществлять на биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа») посредством проведения биржевых торгов?

Ответ: Да можно.
Нормами Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» предусмотрена возможность закупки товаров для строительства на биржевых торгах (подпункт 1.2 пункта 1).

Нормы Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденные постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 (в редакции Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 29.12.2016 № 1108) и принятые в развитие вышеназванного Указа, в частности пункт 49, позволяют:

«В случае, если проведение биржевых торгов является обязательным, размещение заказов на приобретение товаров, необходимых для строительства объекта, включенных в перечень товаров, сделки с которыми юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны заключать на биржевых торгах открытого акционерного общества «Белорусская универсальная товарная биржа», утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 16 июня 2004 г. № 714 «О мерах по развитию биржевой торговли на товарных биржах», осуществляется в соответствии с законодательством о товарных биржах.

На биржевых торгах названного акционерного общества могут осуществляться в соответствии с законодательством о товарных биржах закупки необходимых для строительства объектов товаров, допущенных открытым акционерным обществом «Белорусская универсальная товарная биржа» к биржевой торговле.

Вопрос: Какие строительные работы относятся к текущему ремонту (замена линолеума, покраска стен) и как провести закупку материалов при выполнении этих работ? Надо ли применять Указ Президента Республики Беларусь № 380?

Ответ: Да, надо.
Технический кодекс установившейся практики «Ремонт, реконструкция и реставрация жилых и общественных зданий и сооружений. Основные требования по проектированию» (ТКП 45-1.04-206-2010) определяет перечень видов строительных работ относящихся к: текущему ремонту (приложение А), капитальному ремонту (приложение Б), модернизации (приложение В).

Поскольку ремонтные работы входят в определение понятия «строительство», для определения процедуры закупки товаров (работ, услуг) при строительстве с 1 января 2017 г. необходимо руководствоваться нормами Указа Президента Республики Беларусь от 20.10.2016 № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве» (далее - Указ № 380) и постановления Совета Министров Республики Беларусь от 31.01.2014 № 88 «Об организации и проведении процедур закупок товаров (работ, услуг) и расчетах между заказчиком и подрядчиком при строительстве объектов» (в редакции постановления Совмина от 29.12.2016 № 1108).

Согласно подпункту 1.6 пункта 1 Указа № 380 при выполнении работ по текущему ремонту закупки товаров (работ, услуг) производятся по выбору заказчика путем проведения подрядных торгов, торгов, переговоров либо биржевых торгов.

Вопрос: Можно ли применить к процедуре переговоров требования по ограничению цены снижения предложения, применяемых в процедуре подрядных торгов?

Ответ: Нет нельзя.
Нормы части шестой подпункта 31.3 пункта 31 Положения о порядке организации и проведения процедур закупок товаров (работ, услуг) при строительстве объектов, утвержденного постановлением № 88 устанавливают, что «Участник вправе указать в своем конкурсном предложении процент снижения цены по отношению к цене заказа, но не более 15 процентов от стартовой цены, с приложением соответствующих расчетов и обоснований». Данные требования установлены в Главе 4 и носят обязательный характер к применению для конкурсной процедуры - подрядные торги и не распространяют свое действие на процедуру переговоры.
Интернет-ресурсы