Министерство Архитектуры и Строительства Республики Беларусь
Главная  -  Новости

Новости, события, комментарии

13.01.2017

Указ № 380: что нужно знать частным компаниям?

С 1 января 2017 года вступил в силу Указ Президента Республики Беларусь № 380 «О закупках товаров (работ, услуг) при строительстве». Новый указ отрегулирует правоотношения, касающиеся использования бюджетных средств, а также средств госорганизаций и организаций с долей государства в уставном фонде. По сути, оставлено нормативное регулирование только бюджетного строительства. Но чем интересны новации в законодательстве, связанные с вступлением в силу Указа № 380, для частных компаний? Об этом шел разговор на семинаре, организованном в Минске УП «ИвентМедиа».

— Указ Президента Республики Беларусь № 380 вступает в силу с 1 января 2017 года. Сейчас проходит согласования новая редакция Постановления Совета Министров Республики Беларусь № 88, которая будет принята в развитие вышеназванного Указа, — отметил, выступая на семинаре, начальник управления аудита РУП «Служба ведомственного контроля при Минстройархитектуры» Михаил КОВАЛЕВ. — В целом Указ № 380 немного отличается от Указа № 591, и субъекты хозяйствования при его применении не должны испытывать трудности.

Как отметил эксперт, подпунктом 1.1 нового Указа определено: в сфере строительства проводятся две процедуры — открытые подрядные торги и переговоры. Новая редакция Постановления Совмина № 88 будет содержать норму, согласно которой организации частной формы собственности должны разработать свои локальные нормативные акты, регулирующие проведение процедур закупок при осуществлении строительства. На предприятия государственной формы собственности либо с долей государства в уставном фонде нормы Указа № 380 распространяются в полном объеме.

Михаил Ковалев прокомментировал те новшества, которые вносятся в нормативную базу Указом № 380 и проектом Постановления Совмина № 88. В частности, существенно сократился объем документов об экономическом и финансовом положении участника, которые он должен был представлять по требованию организатора. Участник, к примеру, больше не будет предоставлять аудиторское заключение по результатам аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности; справку о коэффициентах платежеспособности участника (коэффициент текущей ликвидности, коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами, коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами), рассчитанных в порядке, установленном законодательством; расчет прибыли за последние три года; сведения о дебиторской и кредиторской задолженности на первое число месяца, предшествующего месяцу подачи конкурсного предложения, в том числе задолженности, просроченной свыше трех месяцев. Однако по-прежнему нужно будет предоставлять бухгалтерскую отчетность за последние отчетные год и период, справки о задолженности по платежам в бюджет и о состоянии текущих (расчетных) счетов участника из банка, в котором он обслуживается. При этом проектом Постановления Совмина № 88 предусматривается, что перечень документов об экономическом и финансовом положении участника будет являться закрытым.

Проектом Постановления Совмина № 88 также предусматривается, что такой критерий оценки предложений участников как «цена предложения» не должен превышать 50 процентов от суммы баллов, присуждаемых участникам. Данная норма является для Постановления Совмина № 88 новой.

На предприятиях, в организациях, как и ранее, для проведения процедур закупок должны создаваться либо временные, либо постоянно действующие конкурсные комиссии. Требования по их формированию остались прежними. В состав указанных комиссий входят председатель, заместитель председателя и члены комиссии.

— Секретарь конкурсной комиссии (если он не избран из числа членов комиссии) в ходе проведения процедур права голоса не имеет, — напомнил Михаил Ковалев. — И, кстати, с точки зрения нормативных правовых актов, ни за что не отвечает, в отличие от председателя, заместителя председателя и членов комиссии. На практике же нередко происходит так: секретарь и пишет, и считает, и проводит балльную оценку участников. Но при этом ответственности не несет, о чем, при случае, вам напомнят проверяющие и другие компетентные органы.

Как правильно сформировать комиссию?

Организатор подрядных торгов (торгов) утверждает персональный состав конкурсной комиссии, обеспечивает разработку документации для предварительного квалификационного отбора; порядок работы комиссии, включая функциональные обязанности каждого его члена, определяется Постановлением Совмина № 88 и регламентом конкурсной комиссии, утверждаемым ее председателем или руководителем организатора подрядных торгов (торгов).
— Желательно, чтобы регламент конкурсной комиссии все-таки утверждал руководитель организатора подрядных торгов (торгов), а не председатель конкурсной комиссии, — советует Михаил Ковалев. — В состав конкурсной комиссии включаются работники организатора подрядных торгов (торгов), в число которых в обязательном порядке входят юрист и специалисты по предмету заказа. При этом невключение юриста в состав комиссии может рассматриваться как нарушение нормативного правового акта.
Надо отметить, что организатор подрядных торгов (торгов), то есть руководитель организации, при принятии решения о размещении заказа на основе подрядных торгов (торгов) должен назначить лицо, ответственное за их проведение.

Исследования конъюнктуры рынка

По-прежнему при проведении торгов организатор обязан провести исследование на товарных рынках Единого экономического пространства.

К результатам исследования конъюнктуры рынка должны прилагаться соответствующие подтверждающие документы (ответы поставщиков на запросы информации о ценах товаров, официальные прайс-листы, распечатки данных сайтов поставщиков из сети Интернет, иные документы). А при отсутствии конкуренции на рынке товаров конкурсная комиссия (ответственное лицо за проведение переговоров) должна (должно) представлять руководителю организатора переговоров письменное обоснование, устанавливающее причину направления приглашения одному поставщику.

— Организатор процедуры переговоров должен определить перечень приглашаемых участников и направить им приглашения для участия в переговорах. У организатора процедуры переговоров должно быть обоснование, почему именно этим участникам направлены приглашения, а не всем организациям, которые могут выполнить работы (оказать услуги) или поставить товар, — пояснил Михаил Ковалев. — Такое обоснование — это результат исследования конъюнктуры рынка.
Контакты
Адрес:
220030, г. Минск,
ул. Мясникова, 39 (схема проезда)
E-mail:




Обращения граждан: +375 (17) 200-02-68
Факс:
+375 (17) 200 74 24
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЩЕНИЯ:

Со 2 января 2023 г. вступил в силу измененный Закон Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» , который устанавливает подачу в государственные органы и иные государственные организации электронных обращений и получение ответов (уведомлений) на них посредством государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц (система учета и обработки обращений).

Доступ пользователей к системе учета и обработки обращений обеспечивается посредством сайта в глобальной компьютерной сети Интернет по адресу https://обращения.бел (интернет-сайт).
Интернет-ресурсы