Министерство Архитектуры и Строительства Республики Беларусь
Главная  -  Новости

Новости, события, комментарии

28.03.2018

Минстройархитектуры инициировало изменения в «Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда»

Какие именно изменения разработаны и будут вскоре внесены в нормативную базу? С проведением или без проведения подрядных торгов нужно заключать договоры, учитывая особенности 2018 года?  В чем суть одностороннего отказа от договора? И какие, вообще, нюансы возникают при прекращении договорных отношений?  Все эти, а также другие вопросы обсуждались 16 марта в Минстройархитектуры, на семинаре «Требования законодательства при составлении договоров строительного подряда», организованном государственное предприятие «РНТЦ по ценообразованию в строительстве». 

Инициированные изменения связаны, в том числе, со вступлением в силу Декрета №7 «О развитии предпринимательства». Сферу договорных отношений в строительстве не обойдут новации, которые призваны оживить деловую инициативу, облегчить жизнь субъектам хозяйствования,  сделать более эффективным и ритмичным финансирование реализуемых проектов, а также не допускать острых споров, конфликтов между субъектами строительного процесса. 

Авансы на закупку материалов – будут до 70 %
– Проблемы в отношениях между заказчиками, подрядчиками, субподрядчиками  есть – по расчетам, необходимости приобретения нужных материалов,  – отметила в эксклюзивном комментарии для «РСГ» один из спикеров семинара, начальник управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли Минстройархитектуры Антонина ПЕТРУШИНА. –  Порой такие вопросы стоят очень остро, а  решать их нужно таким образом, чтобы проекты не стопорились, а успешно и ритмично реализовывались.  Потому изменения в «Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда» –  инициатива Минстройархитектуры, которая должна  улучшить ситуацию в данном сегменте.

По словам эксперта, на сегодня в общей стоимости реализуемых проектов до 70 %, а иногда и больше занимают приобретаемые стройматериалы. До недавнего времени текущие, целевые авансы на их закупку  выдавались в размере до 50 %. Этого мало в большинстве случаев, вот и приходилось подрядным организациям выкручиваться: за счет собственных средств, а также за счет привлекаемых кредитов решать проблему своевременных закупок необходимых ресурсов. Теперь же, когда новыми изменениями в «Правила…» предусмотрено повышение до 70 % размеров соответствующих авансов, информирует Антонина Петрушина, у субъектов хозяйствования появится больше возможностей для маневра, улучшатся в целом процессы финансирования конкретных проектов. 
 
– Сегодня, согласно законодательству, и заказчик, и подрядчик – в равных условиях, но порой, чтобы заполучить тот или иной заказ, последний – идет на заведомо не очень выгодные для себя условия, уступки – в частности, соглашаются работать без аванса, что ставит подрядчика в зависимое и уязвимое положение, – отметила Антонина Петрушина.  

Вводится новое понятие «под ключ» 
В ходе непосредственно самого семинара начальник управления нормативного правового обеспечения строительной отрасли  Минстройархитектуры рассказала: на сегодняшний день уже отработан с  заинтересованными и внесен в Правительство проект постановления, предусматривающий внесение изменений в «Правила заключения и исполнения договоров строительного подряда». В течение ближайшего времени документ может быть принят. Кроме повышения порога текущих, целевых авансов – вместо «до 50 %» (по бюджетному финансированию) будет применяться «до 70 %» – есть и другие важные нюансы, которые должны уже сейчас знать и заказчики, и подрядчики. 

–  Само понятие строительства «под ключ» дано в Декрете №7, и в настоящее время мы также вносим изменения в Закон «Об архитектурной, градостроительной и строительной деятельности», где также такое понятие и вводятся нормы, которые определяют порядок строительства объектов «под ключ», – акцентировала Антонина Петрушина. – В частности, подрядчику предоставляется право получать разрешительную документацию. Ранее такое положение было прописано в нормативной базе, но на практике часто его реализация вызывала вопросы. То есть, в целом, сейчас понятие строительства «под ключ» несколько расширяется. 

А как конкретно рассчитывать стоимость объекта «под ключ»? Судя по вопросам, которые возникли у участников семинара, возможно, с введением нового понятия придется дополнительно подготовить разъяснительное письмо Минстройархитектуры, где будет четко определено, как определять стоимость работ при строительстве «под ключ». 

Капремонт – без разрешительной документации
Поскольку строительные работы при капитальном ремонте впредь будут выполняться без получения разрешительной документации, из «Правил…» исключается пункт 8.1. 

– Была раньше норма, которой предусматривалось, что заказчик вправе требовать у подрядчика наличие основных средств и так далее, – пояснила Антонина Петрушина. – Сейчас эта норма отменяется, поскольку на сегодня есть аттестация юрлиц, определены квалификационные требования к ним, чтобы могли получить аттестат соответствия на выполнение работ на объекте , в зависимости от класса сложности. Чтобы исключить дублирование, из «Правил…» исключена соответствующая норма. 

Срок отработки – 4 месяца, перечень расширен
Минстройархитектуры, среди прочих изменений, намеревается также предусмотреть возможность утвердить Инструкцию по заполнению форм актов. Предлагается также уточнить отдельные положения по порядку предоставления авансов подрядчику. 

–  Минстройархитектуры неоднократно пыталось внести изменения в Правила в части увеличения размера предоставляемых авансов, был подготовлен подробный анализ, который  показал: даже при выдаче аванса в размере 50 % средств чаще всего не хватает, – пояснила Антонина Петрушина. – А,  учитывая сложную экономическую ситуацию у многих подрядчиков, было предложено  для их поддержки поднять процент до 70. Срок отработки авансов предложено увеличить – до 4 месяцев. 

Ранее перечень материальных ресурсов, на приобретение которых выдавались целевые авансы, состоял из 5 позиций. Он расширен, и будет включать, кроме прежних товаров, –  в частности, арматурную сталь и металлопрокат для сборных и монолитных железобетонных изделий и конструкций; запорную арматуру; кабельную продукцию. Всего перечень, по обновленной версии, будет включать 13 позиций. 

Все эти меры по совершенствованию нормативной базы, подытожила Антонина Петрушина, позволят в целом улучшить экономическую ситуацию на предприятиях и в организациях стройкомплекса Беларуси.

Инна ГАРМЕЛЬ
Контакты
Адрес:
220030, г. Минск,
ул. Мясникова, 39 (схема проезда)
E-mail:




Обращения граждан: +375 (17) 200-02-68
Факс:
+375 (17) 200 74 24
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЩЕНИЯ:

Со 2 января 2023 г. вступил в силу измененный Закон Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» , который устанавливает подачу в государственные органы и иные государственные организации электронных обращений и получение ответов (уведомлений) на них посредством государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц (система учета и обработки обращений).

Доступ пользователей к системе учета и обработки обращений обеспечивается посредством сайта в глобальной компьютерной сети Интернет по адресу https://обращения.бел (интернет-сайт).
Интернет-ресурсы