Министерство Архитектуры и Строительства Республики Беларусь
Главная  -  Новости

Новости, события, комментарии

15.09.2016

Дмитрий Семенкевич: « Город и его окрестности проектируем как единое целое»

Указом Главы государства от 5 сентября 2016 года утверждены Основные направления государственной градостроительной политики Республики Беларусь на 2016–2020 годы. В истории суверенной Беларуси это уже третья пятилетняя программа подобного рода. По какой логике будут развиваться большие и малые города республики? На страницах «РСГ» тему комментирует заместитель министра архитектуры и строительства Республики Беларусь Дмитрий СЕМЕНКЕВИЧ.

Незаметная революция
— Дмитрий Игоревич, какие новые акценты появляются в отечественной градостроительной идеологии?

— Здесь важно обозначить главные векторы. В первую очередь, региональный аспект.

До недавних пор в профессиональной среде преобладало понимание города как феномена в себе, как самодостаточной и в определенном смысле замкнутой системы. Теперь же мы переходим к идеологии комплексного и сбалансированного развития города и прилегающих территорий, понимая это как единый объект градостроительного проектирования и экономического планирования. К этому подталкивает меняющийся уклад жизни. Мы становимся все мобильнее: в порядке вещей, когда место работы находится за 30 км от жилого дома. Логично рассматривать и город и его окрестности в радиусе 30–50 км как единое инфраструктурное целое. Отсюда следует, что в масштабах такого кластера все промышленные, социальные, торговые объекты и центры госуслуг должны проектироваться с учетом интересов всего окружающего населения. Важнейшей задачей становится повышение связности территории, опережающее развитие транспортных коммуникаций. По этому принципу будут развиваться и большие, и малые города, крупные населенные пункты и агрогородки Беларуси.

В рамках такого кластерного подхода будет проходить и формирование туристско-рекреационных территорий. Развитию туристической индустрии требуется придать новое качество. Мы старательно восстанавливаем архитектурно-исторические памятники в республике, но пока слабо развиваем весь сопутствующий сервис — общепит, гостиничный бизнес, не предлагаем пока туристам современные системы информирования и навигации. Особенно наглядным это отставание от мировых стандартов становится, когда в Несвиже или Мире проходят крупные фестивали, собирающие большое скопление гостей. Видно, что отсутствует системный подход в развитии туристического потенциала.

— В общем-то это похоже на проецирование идеи Минской столичной агломерации с ее городами-спутниками на все города республики. Там ключевая задача была в выносе промышленности за пределы мегаполиса…

— Здесь мы претендуем на некоторую революционность. Уходим от монофункционального зонирования городов к интегрированной функциональной структуре. Эта формула требует, конечно, расшифровки. Ведь было привычным деление города на спальные районы, индустриальные зоны, рекреационно-ландшафтные территории. Здесь живем, здесь работаем, здесь отдыхаем. Но сегодня промышленность становится более безопасной для города и горожан. В экологическом смысле она не несет тех проблем, что традиционная промышленность прошлого. Поэтому становится архаичным деление города на спальные и рабочие зоны. Интегрированные городские районы будут включать и небольшие производства, и общественные центры, и жилые кварталы. Такая структура, помимо всего прочего, еще и сокращает транспортную нагрузку на город.

Белые пятна на карте мегаполиса
— Очевидно, что жесткие экономические условия, в которых находится сегодня страна, объективно уменьшают долю жилищного строительства в градостроительных планах?

— Жилищное строительство будет, безусловно, продолжаться, хотя уже и не в таких массированных масштабах, как в предыдущее пятилетие. Мы увидим новые жилые кварталы в городах, но теперь инфраструктура для них должна строиться опережающими темпами. Как принято во всем мире: сначала обустраивается инженерная инфраструктура, потом данная территория предлагается для освоения инвесторам. Города-спутники Минска как раз могут стать площадкой для такого подхода. Транспортная сеть городов-спутников уже активно развивается. На повестке дня теперь модернизация инженерных сетей в тех же Смолевичах и Руденске.

Но главной задачей муниципальных властей в Беларуси становится, я бы сказал, наведение порядка в уже сложившемся городском хозяйстве. Мы сформулировали ее как «комплексная градостроительная реконструкция неэффективно используемых территорий». Здесь огромные резервы развития практически в каждом городе республики. Применительно к городской застройке Глава государства сформулировал тезис: «Ни метра сельхозземель не будет выделяться больше». Это правило должно стать законом и для других крупных городов республики. Тщательная ревизия городской территории открывает возможности для точечной функциональной застройки: ставится задача формирования многофункциональных общественно-транпортных комплексов, где объединяются и транспортный узел, и торгово-развлекательный центр. Аналог мы уже сегодня можем видеть на месте столичного центрального автовокзала на Привокзальной площади. Там одновременно и торговый центр, и фудкорт, и кинотеатр. Собственно вокзал занимает только первый ярус. В этом направлении должны развиваться и остальные транзитно-транспортные узлы.

Нужно исключить распространение застройки в ландшафтно-рекреационных зонах. Сегодня многими инвесторами предлагаются проекты жилой застройки на зеленых территориях. Экономически они выглядят убедительно, хорошо работают на статистику привлечения инвестиций, — но не всегда обогащают архитектурный облик города. Знаменитый водно-зеленый пояс столицы начинает терять свою целостность.

Что такое смарт-сити
— Градостроительные концепции пишутся крупными мазками и оперируют большими масштабами. А какие изменения и улучшения почувствует обычный рядовой горожанин?

— Здесь мне важно сказать о внедрении универсального дизайна в создании безбарьерной среды. Что имеется в виду? Мы ведь начинали с того, что пытались облегчить жизнь для инвалидов — пандусы, поручни и т. д. Следующей шагом было — учесть потребности физически слабых или обремененных людей (женщина с детской коляской, человек с тяжелым багажом). А сегодня речь идет об универсальном дизайне, который заботится о каждом. Ступени в городе неудобны для всех. Они не нужны. Я вижу город без ступеней. Ведь в средневековом городе планировка учитывала природный рельеф, улица повторяла все подъемы и спуски. Новый медицинский центр, проектируемый в Ждановичах, не будет иметь ступенек на входе — единый пандус для всех.

В развитие этой темы. Для слабовидящих в городе появятся тактильные знаки, которые можно «считывать» на ощупь. Прецеденты в Минске уже имеются. Например, многоквартирные жилые дома компании «А-100 Девелопмент». Мы хотим стать первыми на постсоветском пространстве в этом направлении.

Широко будут вводиться интеллектуальные системы управления жизнедеятельностью города. Это реализация концепции «смарт-сити». Компьютеризацию управления транспортными потоками и информирования горожан минчане уже видели на «умных остановках».

Вводим строгие стандарты на проектирование автостоянок — ни один жилой дом не сдается без многоуровневой парковки с заданным количеством машино-мест. Это сделает наши дворы более комфортными.

Внедрение в городскую среду современных малых архитектурных форм тоже работает на такую задачу.

За дело берутся ведомства и регионы
— Прозаический вопрос — кто и за счет каких ресурсов будет реализовывать описанные градостроительные замыслы?

— Понятно, что Основные направления государственной градостроительной политики Республики Беларусь на 2016–2107 годы должны трансформироваться в отраслевые и региональные программы с прописанным финансированием и сроками. От Министерства архитектуры и строительства, в частности, требуется в первую очередь прописать технормы. На те же автостоянки. По стандартам универсального дизайна безбарьерной среды тоже разработаем нормативы. Но во многих случаях, замечу, из стен министерства будут выходить не обязательные, а рекомендательные документы, адресованные местным органам управления. Мы формируем таким образом новую управленческую культуру формирования облика современного города.

Важной частью будет проектное обеспечение градостроительной политики, которое предполагает создание выразительного архитектурного облика городов республики.

Для финансирования градостроительной политики предполагается использовать механизмы Союзного государства и международных организаций, средства республиканского и местных бюджетов, активно внедрять схемы государственно-частного партнерства.

Игорь ФИЛИПЕНКО
Контакты
Адрес:
220030, г. Минск,
ул. Мясникова, 39 (схема проезда)
E-mail:




Обращения граждан: +375 (17) 200-02-68
Факс:
+375 (17) 200 74 24
ЭЛЕКТРОННЫЕ ОБРАЩЕНИЯ:

Со 2 января 2023 г. вступил в силу измененный Закон Республики Беларусь от 18 июля 2011 г. № 300-З № 300-З «Об обращениях граждан и юридических лиц» , который устанавливает подачу в государственные органы и иные государственные организации электронных обращений и получение ответов (уведомлений) на них посредством государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц (система учета и обработки обращений).

Доступ пользователей к системе учета и обработки обращений обеспечивается посредством сайта в глобальной компьютерной сети Интернет по адресу https://обращения.бел (интернет-сайт).
Интернет-ресурсы